В его основу положены воспоминания и письма участников войны о незабываемых эпизодах боевого пути. Проект осуществляется при поддержке областной газеты «Орловская правда», которая еженедельно публикует его материалы – воспоминания ветеранов-фронтовиков.
Ивушкин Николай Борисович,1908 г.р., г. Москва. Полковник, бывший начальник политотдела 55 стрелковой дивизии, в составе которой участвовал в освобождении Глазуновского района Орловской области.
«…СОЛДАТ СРАЖАЕТСЯ НЕ РАДИ СЛАВЫ – РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»
Утром предстояло брать деревню Бутырки. Командир батальона Федор Максимович Еровой решил провести разведку. Ночной поиск возглавил парторг. На рассвете Штейнгарт докладывал комбату о том, что удалось узнать о противнике. А потом допрашивали пленного немца. Его захватили почти у самой деревни. Однако подлинные чудеса произошли позже. Известно, что у немцев были гранаты с длинными ручками и то, что в горячке ближнего боя гранаты швыряют торопливо и от их падения до взрыва проходит несколько секунд. Так вот Штейнгарт использовал все это. С непостижимой ловкостью и невероятным хладнокровием, он ловил немецкие гранаты на лету и бросал их обратно. И это был не единичный случай, а, так сказать, «штейнгартская система», вскоре ставшая известной всей дивизии.
Я не знаю людей другой профессии, у которых было бы так высоко развито чувство долга, как у медиков. Редкий по внутреннему драматизму эпизод произошел в медсанбате. Туда доставили раненого, которому в мышцы бедра врезалась неразорвавшаяся мина 50-мм миномета. Мина вздрагивала при каждом движении, в любую секунду мог произойти взрыв. Раненого осторожно принес на руках его друг солдат и положил на операционный стол. Главный хирург медсанбата Георгий Петрович Петров приказал уйти из палатки всем, кроме операционной сестры Марии Кот, девушки с простодушно голубыми глазами и милыми ямочками на щеках. Другие врачи и сестры, сбившись в кучку на безопасном расстоянии, могли наблюдать за операцией через откинутый полог палатки. Петров был сосредоточен, спокоен, строг. Мария улыбалась раненому. И солдат на операционном столе, превозмогая страшную боль пошутил:– Операция по разминированию участка организма…
Минуты казались часами. Ножницы разрезали штанину, серое солдатское белье. Маленькая рука Марии поддерживала мину. Скальпель хирурга вошел в тело… И вот наконец Петров крикнул: – Возьмите раненого! Тут только прибежал солдат, вызванный из саперного батальона и забрал мину.
Ф. Р-3085. Оп. 2. Д. 352. Л. 21-23.