Архивный проект «Война глазами ветеранов-фронтовиков»

Оборнев Митрофан Васильевич, 1918 г. р., с. Вороново Колпнянского района Орловской области. Провел в армии и на войне 8 лет. Боевой крещение получил на советско-финляндской войне.

«Я понимал, что командир на войне дороже, чем я…»

      На всю жизнь остались в памяти фронтовые долгие дороги: разбитые грязные осенние колеи, бомбежки врага, темные ночи – наши спасительницы. Война застала меня в Бресте, где я служил после финской войны. Ночью нас разбудили вражеские взрывы. Казалось, что началось землетрясение, а небо низвергает на город лавину огня и разрушения. Я был сразу же вызван в часть. За мной закрепили автобус, на котором я должен был доставить штабные документы в город Смоленск. Приходилось ехать ночами, без света, выбирая естественные укрытия, чаще всего лес. Под Бобруйском на нас налетели вражеские самолеты. Не все представляли себе, что такое бомбежка на дороге, да еще, если ты за рулем. Мозг работал быстро и четко: «Вот он, лесок, быстрее туда!». И я успел до него добраться. В лесу безопаснее. Документы в целости были доставлены на место. Потом я был зачислен в 73-й ОТРБ (отдельный танковый ремонтный батальон). На ходу, на линии фронта мы «лечили» наши раненые машины. Не раз приходилось быть в крутых переплетах.

Особенно мне запомнился день 1943 года под Киевом. Я тогда был шофером командира части Лобачева Николая Семеновича. Мне было дано задание провести машину по минному полю, так как командиру части необходимо было проехать на противоположную сторону, а другого пути не было. Я понимал, что командир на войне дороже, чем я, понимал, что должен доставить его живым, так как от этого зависит исход боя, который вели наши солдаты. И я поехал один в машине, чтобы проложить безопасную колею. Приходилось несколько раз выходить из машины, обследовать местность. Четыре раза я натыкался на тщательно замаскированные мины, но всякий раз успевал вовремя миновать их. Я слился воедино с машиной, она мне подчинялась безукоризненно. Два часа напряжения – опасность миновала. Потом по этой же колее я вез Николая Семеновича и знал, был уверен в том, что жизнь его в безопасности. Радость была тройная: выполнил задание, остался жив и получил орден Красной Звезды. А дальше опять дороги до самого Берлина и медаль «За победу над Германией».

Ф. Р-3085. Оп. 2. Д. 361. Л. 18–19 об.